Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 659302, Алтайский край, г. Бийск, ул. Михаила Кутузова 9/3
  • +7 (3854) 31–26–55
  • info-biysk-liceum@22edu.ru

Новости

Об адаптации пятиклассников

5 Сентября 2021 03:09

Количество просмотров: 1144

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с определенными проблемами. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.

В жизни ребенка произошли существенные изменения – появился новый воспитатель, учителя, новые учебные предметы, кабинетная система, сложнее стала учебная программа, увеличился объем домашних заданий, темп усвоения нового материала и т.п.
Ребенку необходимо адаптироваться, т.е. приспособиться к новым условиям обучения. В адаптационной период дети могут стать более тревожными, робкими, или, напротив, чрезмерно шумными, суетливыми. Может снизиться работоспособность, повыситься неорганизованность. Пятиклассники могут стать забывчивыми, иногда нарушается сон, аппетит… Исследовательские данные свидетельствуют о том, что подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80 % школьников.
Процесс адаптации может продолжаться от 1 месяца до полугода, по истечении этого периода мы можем говорить о школьной дезадаптации.

В период адаптации могут наблюдаться такие негативные проявления как:
1. Снижение учебно-познавательной мотивации, т.к. идет привыкание к новым требованиям, системе оценивания. Родителям надо спокойно реагировать на отметки детей, воспринимать их не как повод поругать или наказать ребенка, а как сигнал о том, что необходима помощь, ребенку самому трудно разобраться. Часто страх отрицательной отметки становятся причиной высокой тревожности в школе, мешает ребенку раскрыть свои потенциальные возможности и способности.
2. Могут возникнуть напряженные отношения между детьми в классе. Это связано с особенностями возрастного развития младших подростков, когда основным видом деятельности становится общение со сверстниками, ребенку важно быть принимаемым сверстниками, иметь определенный статус в их среде, соответствующий уровню его притязаний.
3. В этот период дети могут отдаляться, отстраняться от взрослых. Очень опасный фактор, который нужно не проглядеть. Часто свои трудности дети плохо осознают, считают, что все дело только в них самих, и не делятся переживаниями с родителями. У родителей создается впечатление полного благополучия. Очень важно мамам и папам уловить изменения в поведении ребенка, понять их причину и вовремя оказать помощь.

Показателем того, что адаптация к новым условиям обучения проходит полноценно, является успешное освоение нового материала; желание ходить в школу, учиться, узнавать что-то новое; умение заставить себя делать то, что нужно, а не то, что хочется; умение выстраивать новый, более взрослый тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.
Что должно насторожить родителей в поведении ребенка, что свидетельствует о нарушении процесса адаптации:
1. усталый внешний вид
2. нежелание рассказывать о школе, жалобы на одноклассников, школьные события
3. нежелание выполнять домашние задания
4. негативные высказывания в адрес учителей и школы
5. беспокойный сон и вялость утром
6. жалобы на плохое самочувствие

Чем же родители могут помочь своему ребенку:
- В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку дома, но при этом достаточно четкий режим дня, вы всегда должны знать где находится ваш ребенок – в школе, на тренировке, на кружке, у бабушки или дома делает уроки;
- Важное условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие родителями своего ребенка, несмотря на неудачи, если они есть (это обеспечивает реализацию потребности в чувстве защищенности в семье);
- Проявление интереса к школьным делам, к классу, в котором учится ребенок. Искренне интересуйтесь школьными делами пятиклассника, не формально «Что получил и как дела», а спрашивайте о его одноклассниках, учителях, событиях, которые произошли в школе, анализируйте их, запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе.
- Создание условий для внешкольных занятий (спорт, музыка, танцы, художественная школа и т.п.), учитывая интересы ребенка, для самореализации (нередко для компенсации неуспешности);
- Недопустимость физических наказаний, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи, а за любые его достижения, даже незначительные, если Вы видели, что они стоили ребенку усилий и труда.
- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью ( у ребенка должна быть зона ответственности, которая касается не только школьных занятий, но и заданий по дому) .
- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка (составьте схему завтрашнего дня вместе с ребенком, а вечером следующего дня обсудите, получилось ли её придерживаться).

 Родителям необходимо помнить, что дети взрослеют, развивается чувство взрослости, возникает потребность в уважении собственной личности и в общении с ребенком надо переходить от детского стиля общения (авторитарного) к более взрослому, дружескому, основанному на взаимоуважении, взаимодоверии.
И еще для того, чтоб избежать проблем и трудностей в школе необходимо поддерживать контакт с воспитателем, учителями. А если проблемы появляются, обращайтесь в психологическую службу.


Рекомендации родителям пятиклассников
1. Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение, не ограничивайтесь фразами; «Что получил?», «Как дела?», расспрашивайте о настроении, проявляйте эмоциональную чувствительность, делитесь чувствами.
2. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже незначительные успехи и достижения.
3. При встрече с неудачами в учебе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий.
4. Не запугивайте ребенка. Страх притупляет интерес к деятельности.
5. Принимайте участие в жизни класса и школы.
6. Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребенка для его критики.
7. Выработайте памятку по выполнению домашнего задания.
8. Если ребенок просит о помощи в подготовке домашнего задания, не отказывайте ему. Но не выполняйте за ребенка, просто оказывайте поддержку.
9. Не высказывайтесь негативно о школе, об учителях в присутствии ребенка, даже если вам кажется, что для этого есть повод. Постарайтесь разобраться в возникшей проблемной ситуации. Лучше, чтобы учитель был вашим союзником. Создавайте у ребенка позитивное отношение к школе.
10. Успех или неуспех влияет на мотивацию учения, поэтому особое внимание нужно уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, неудачам, промахам, неуспехам. Ведь это толчок к самосовершенствованию, к тому, чтобы стать лучше, сильнее, опытнее.
11. Не принуждайте детей работать на «оценку», так как это все больше провоцирует школьные страхи, связанные у детей с неуверенностью в своих силах, тревогой по поводу негативных оценок или их ожидания.
12. Контролируйте ребенка, делая ему замечания, объясните: «за что…».
13. Обеспечьте своему ребенку соблюдение оптимального для этого возраста режима дня и удобное рабочее место дома.
14. Позаботьтесь о том, чтобы у вашего ребенка были друзья, товарищи из класса, приглашайте их в свой дом. Создайте ребенку эмоциональный комфорт дома, научитесь правильно общаться с подростками.

15. Радуйтесь достижениям своего ребенка. Не позволяйте себе сравнивать его с другими детьми, давайте оценку не самому ребенку, а его поступкам.

Скоркина Т.В., заведующий психологической службой