Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • 659302, Алтайский край, г. Бийск, ул. Михаила Кутузова 9/3
  • +7 (3854) 31–26–55
  • info-biysk-liceum@22edu.ru

Новости

Школьная тревожность

27 Декабря 2023 12:12

Количество просмотров: 392

Тревожность – это состояние человека, которое характеризуется устойчивой повышенной склонностью к переживаниям и беспокойству, имеющему отрицательную эмоциональную окраску.

Необходимо отличать тревогу от тревожности. Тревога – это эпизодические проявления волнения ребенка, например, перед выступлением на концерте, игрой на сцене в школьном спектакле, ответе у доски и т.п. В других, подобных же, ситуациях чувство тревоги может и не проявиться, например, если ребенок уверен, что хорошо выучил стихотворение и спокойно может рассказать его перед классом. Тревожность же является устойчивым состоянием, человек зачастую и сам не может объяснить, что вызывает волнение.

Школьная тревожность это общее негативное эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве, страхе не справиться с учебными заданиями, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, страхе оказаться неуспешным в глазах родителей и разочаровать их результатами своей учебы и т.д. Ребенок постоянно чувствует собственную слабость, неполноценность, неуверенность в правильности своего поведения, своих решений.

Признаками школьной тревожности являются стремление не привлекать к себе внимание в школе, ребенок стесняется поднимать руку и отвечать на занятиях. Часто ученик не проявляет инициативы на уроках, пассивен в творческих заданиях, односложно отвечает на вопросы учителя, не может сориентироваться и понять суть задания, смущается при замечаниях со стороны педагога.

Нередко тревожность проявляется на физиологическом уровне: учащийся жалуется, что у него болит живот, голова, повышается потоотделение, ребенок может краснеть или бледнеть, появляется дрожь в руках, коленях и т.п. Снижается приспособляемость организма к стрессовым ситуациям и повышается вероятность деструктивного реагирования на тревожный фактор окружающей среды – учащийся может стать плаксивым, излишне чувствительным или легко возбудимым, неуправляемым, снижается самоконтроль и т.п. Повышенные эмоциональные нагрузки могут стать причиной снижения сопротивляемости организма соматическим заболеваниям, ребенок начинает чаще болеть, пропускать уроки, что ведет к учебной неуспешности и усугубляет проявления школьной тревожности.

Как родители могут помочь своему ребенку преодолеть школьную тревожность? Помощь учащемуся целесообразно оказывать в трех основных направлениях: повышение самооценки ребенка, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, отработка навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.

Конечно, повысить самооценку за короткое время невозможно, необходимо время и целенаправленная работа. Относитесь к ребенку с уважением, создавайте у него уверенность в том, что если будет сложно, Вы всегда рядом, поможете и поддержите его. Старайтесь замечать даже незначительные успехи ребенка, хвалите, если Вы видите, что он приложил усилия и старался. Чаще давайте положительную оценку его действиям и поступкам. Никогда не сравнивайте личностные качества своего ребенка с личностными качествами других детей. Сравнивайте результаты работы и достижения учащегося с его же предыдущими достижениями или неудачами. Находите что-то, за что можно похвалить сына или дочь.

Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное, и эмоциональное – можно научить их выполнять релаксационные упражнения. Для релаксации могут быть использованы физические упражнения на напряжение-расслабление мышц, дыхательные упражнения, массаж, растирание и т.п.

Помогите ребенку отработать навыки владения собой в психотравмирующих ситуациях. Например, можно предложить ребенку встать перед зеркалом, представить себе, что он находится в школе и рассказать выученное стихотворение самому себе, без ошибок и запинок. Когда ребенок будет рассказывать стихотворение в классе, у него уже будет выработан определенный навык, он может вспомнить себя в ситуации дома и то, что он способен хорошо рассказать стихотворение, это предаст ему уверенности.

Можно помочь ребенку здраво проанализировать психотравмирующую ситуацию, оценить её с точки зрения всех участников, помочь понять мотивы их действий и поведения, для отработки навыков возможно использование ролевого проигрывания. Через роли можно показать возможные способы решения той или иной проблемы. С этой же целью можно вместе с ребенком придумывать сказки, герои которых могут попадать в сложные ситуации и, совместно с сыном или дочерью, находить приемлемый выход из них.

Педагог-психолог Стародубова Н.Г.