Открытая олимпиада семиклассников
Бийский лицей
ЛИЦЕЙ
на ЯНДЕКС карте
ЛИЦЕЙ на ЯНДЕКС карте
Новые стандарты PDF Печать E-mail
Рейтинг: / 9
ХудшаяЛучшая 
02.03.2011 г.

- Реализация ФГОС НОО в КГБОУ «Бийский лицей-интернат Алтайского края» (скачать презентацию)

- Результаты мониторинга по русскому языку 4 класс (итог 2013/2014 учебного года) (скачать)

- Результаты мониторинга по математике 4 класс (итог 2013/2014 учебного года) (скачать)

- Результаты мониторинга метапредметных результатов 4 класс (итог 2013/2014 учебного года) (скачать)


О структуре и особенностях стандартов второго поколения

Из выступления директора Института содержания и методов обучения РАО, академика Михаила Викторовича РЫЖАКОВА.

Основные общеобразовательные программы делятся на три группы: начального, основного и среднего (полного) общего образования. Проекты примерных основных общеобразовательных программ подготовлены. Это интегрированные документы.
Основная общеобразовательная программа состоит из нескольких частей: пояснительной записки, характеристики целей образования для данной ступени общего образования (начального, основного, среднего (полного)), базисного учебного (образовательного) плана; фундаментального ядра содержания; примерных программ по отдельным учебным предметам, программы формирования универсальных учебных действий, рекомендаций по оценке учебных достижений учащихся, программы воспитания и социализации. Основные общеобразовательные программы будут опубликованы.
Школы могут включать в образовательные программы дополнительные компоненты, которые отражают интересы регионов, потребности личности, образовательного учреждения. Освоение этих программ и будет основанием для получения документа об образовании.

Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Он состоит из инвариантной и вариативной частей. В первой части определены: максимально допустимый объем аудиторной учебной нагрузки; общий объем нагрузки, которая будет финансироваться из бюджета; состав учебных предметов и время, отводимое на их изучение по классам и годам обучения.
В вариативной части базисного учебного плана, которая регламентирует количество часов, отводимых на обеспечение интересов и запросов учащихся, предусмотрен раздел «Внеурочная деятельность».
Инвариантная часть базисного учебного плана в начальной и основной школе составляет примерно 65%, а на вариативную часть отводится 35%. В старшей школе соотношение иное. Инвариантная часть составляет около 35%, а вариативная – 65%.

Одной из составных частей основных общеобразовательных программ является «Фундаментальное ядро общего образования». В нем фиксируются основополагающие элементы научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого характера, а также универсальные учебные действия. Фундаментальное ядро общего образования разработано по русскому и иностранным языкам, литературе, географии, истории, обществознанию, математике, физике, химии и биологии.

Под универсальными учебными действиями понимают обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях. Это те самые способы деятельности, которые формируются и в отдельном учебном предмете, и всей их совокупностью.
Все это содержится в особом документе – программе формирования универсальных учебных действий. Это примерная программа, она имеет рекомендательный характер. Изучив ее, учитель может понять, какой вклад вносит его предмет в формирование универсальных учебных действий. В программе они прописаны, структурированы. Это важно было сделать: все участники ее разработки исходили из понимания, что формировать универсальные учебные действия необходимо. Желаемого результата получить пока не удается.
Об этом свидетельствуют результаты последних международных исследований TIMSS и PISA. Они показали, что российские школьники на высоком уровне овладевают предметными умениями, тогда как формирования общеучебных умений в должной мере не происходит. Казалось бы, они должны сформироваться, если в каждом школьном предмете этому уделяется внимание. Но какой-то завершающей точки в этом процессе, видимо, не ставится.
Программа формирования универсальных учебных действий создана с тем, чтобы объединить все, что делается в отдельных учебных предметах в этом направлении. Все-таки вне предмета универсальные учебные действия не сформируешь. Понимая их общий характер, учитель каждого предмета на конкретном содержании может реализовать эти рекомендации с учетом специфики предмета.
Следующий документ – «Примерная программа воспитания и социализации учащихся». Такая программа разработана для начального и основного образования. В ней все виды внеурочной деятельности сгруппированы в шесть направлений: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, патриотическое направление, а также общественнополезная и проектная деятельность. Направления пересекаются и частично перекрывают друг друга. Все они сохранятся и в программе для старшей школы.
Программа воспитания и социализации учащихся по своей новизне, может быть, один из самых серьезных для нашей школы документов. Она открывает направление деятельности, которая раньше системно никак не описывалась. На эту работу государство выделяет средства.
Значит, по-другому нужно будет планировать и учебное время. Не обязательно первую половину дня будут занимать только аудиторные занятия, а вторую – внеучебная деятельность. Школа станет более разнообразной, будет лучше учитывать специфику своего местоположения. А стало быть – и более эффективной, более способной участвовать в формировании, возможно, самой «новой» привычки современного человека: привычки учиться.

   
 
« Пред.   След. »
©1991-2017 Бийский лицей