Airbus A220 - Airbus A220, ранее известное как Bombardier CSeries (или же C Series) — семейство пассажирских узкофюзеляжных двухмоторных турбовентиляторных самолётов средней дальности, разработанное компанией Bombardier Aerospace. Airbus получил контрольный пакет акций (50,01 %) в программе CSeries в октябре 2017, сделка была завершена в июле 2018. Airbus планирует открыть вторую линию производства на своём авиационном подразделении Airbus Mobile в Мобиле, штат Алабама, США.
В настоящее время серия представлена типами воздушных судов: A220-100 (бывший CS100) на 108—130 мест и A220-300 (бывший CS300) на 130—160 мест.
Первый полёт был первоначально запланирован на вторую половину 2012 года, затем перенесён на июнь 2013 года. В итоге первый полёт Bombardier CS100 состоялся 16 сентября 2013 года.
Первая поставка заказчику была запланирована на конец 2014 года, затем перенесена на вторую половину 2015 года.
108—130 местный вариант CS100 совершил первый полёт 16 сентября 2013 года, получил сертификат типа Transport Canada 18 декабря 2015 года и поступил в эксплуатацию 15 июля 2016 года в Swiss International Air Lines. 130—160 местный CS300 впервые взлетел 27 февраля 2015, получил первоначальный сертификат типа 11 июля 2016 и поступил стартовому заказчику airBaltic 14 декабря 2016.
Операторы самолётов отметили улучшенную на 21 % топливную эффективность для CS300 по сравнению с 32-летними Boeing 737-300, с надёжностью выше 99,3 % и меньшей на 25 % стоимостью содержания по сравнению с Avro RJ100 для CS100.
1 июля 2018 года серия была переименована в Airbus A220 в связи с покупкой Airbus контрольного пакета акций программы C-Series.
13 февраля 2020 года Airbus выкупил оставшуюся долю 24,94 % Bombardier в программе Cseries, а сама программа была переименована в Airbus Canada, а долю Investissement Québec Airbus планирует полностью выкупить к 2026 году.
A220 AirBaltic | Кабина пилотов | Пассажирский салон | A220 в процессе сборки |
A220 AirBaltic | Кабина пилотов |
A220 AirBaltic | Кабина пилотов |
Самолёты состоят на 70 % из современных материалов, включая 46 % композитных материалов и 24 % алюминиево-литиевых сплавов, что позволит на 15 % снизить стоимость мили полёта и существенно снизить эксплуатационные расходы.
Самолёт имеет особенности, подобные тем, которые есть и в Boeing 787 Dreamliner и Airbus A350: больше используются композитные материалы, «стеклянная кабина», выдвижные багажные полки, что позволяет каждому пассажиру убрать значительную часть ручной клади.
Уровень производимого им шума до четырех раз ниже обычного. На данный момент это самый экологичный коммерческий самолет в мире. Он первым получил прозрачную декларацию влияния жизненного цикла на окружающую среду.
Airbus A220-300 оснащен системой фильтрации воздуха с воздушным фильтром для твердых частиц (HEPA), который обеспечивает лучший из доступных уровней фильтрации рециркулируемого воздуха в кабине с момента посадки пассажиров, в течение полета и до высадки. Воздух в кабине самолета контролируется и рециркулируется так, чтобы обеспечить полную замену воздуха 20-30 раз в час. Система фильтрации способствует уменьшению выбросов CO2 и NOX на 20% и 50%.
Первый коммерческий рейс типа CS300 состоялся в авиакомпании airBaltic 14 декабря 2016 года из Риги в Амстердам. Согласно официальному сайту airBaltic, расход топлива CS300 составляет 2600 л/час против 3000 л/час у Boeing 737-300, имеющего аналогичную вместимость.
С мая 2020 года airBaltic выполняет все полеты только на самолетах Airbus A220-300. Это упрощает авиакомпании содержание флота.
В апреле 2021 авиакомпания Air Manas стала новым оператором самолетов Airbus A220-300, а также первой авиакомпанией СНГ, которая ввела в эксплуатацию самолет семейства А220 (модель А220-300).
Модель | CS100 | CS100ER | CS300 | CS300ER |
---|---|---|---|---|
Длина: | 34,9 м | 38 м | ||
Размах крыла: | 35,1 м | |||
Высота: | 11,5 м | |||
Диаметр фюзеляжа: | 3,7 м | |||
Площадь крыла: | 112,3 м² | |||
Эксплуатационная масса пустого: | 35 221 кг | 37 081 кг | ||
Макс. взлетный вес: | 54 930 кг | 58 150 кг | 59 560 кг | 63 100 кг |
Макс. посадочный вес: | 50 580 кг | 55 340 кг | ||
Макс. крейсерская скорость: | 870 км/ч | |||
Практический потолок: | 12 500 м | |||
Длина разбега: | 1 500 м | 1 900 м | 1 890 м | |
Длина пробега: | 1 350 м | |||
Двигатели: | PW1500G 2 x 9550 кгс |
PW1500G 2 x 10600 кгс |
PW1500G 2 x 9550 кгс |
PW1500G 2 x 10600 кгс |
Кол-во кресел (эконом): | 110 | 130 | ||
Кол-во кресел (эконом/ бизнес): | 99 | 120 | ||
Шаг кресел эконом класса: | 81 см | |||
Ширина салона: | 3,27 м | |||
Высота салона: | 2,13 м | |||
Ширина кресла эконом: | 0,48 м |