Су-80 — российский самолёт для местных и региональных авиалиний разработки ОКБ Сухого. Разрабатывался в пассажирском (Су-80П) и грузо-пассажирском (Су-80ГП) варианте. Предназначался для замены Ан-24, Ан-26, Як-40. Проиграл конкурентам по грузоподъёмности и вместительности — 30 пассажиров в салоне «сухого» против 52 и 40 человек в Ан-24 и Як-40 соответственно, из-за этого проект ОКБ Сухого был свёрнут. Все три построенных борта находятся на открытой площадке заводского аэродрома КНААЗ им. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре.
Самолёт имеет герметичный салон и предназначен для перевозки 30 пассажиров или до 3300 кг груза на расстояние до 1300 километров. Особенностью самолёта является его конвертируемость, то есть возможность быстрого переоборудования из пассажирского варианта в грузовой и обратно. Наличие грузовой рампы позволяло транспортировать автомобильную технику и стандартные авиационные контейнеры. Позднее планировалось создать ещё несколько модификаций самолёта: патрульную, медицинскую, самолёт для геологов и рыбаков.
Самолёт представляет собой двухбалочный высокоплан нормальной аэродинамической схемы с прямым крылом большого удлинения с развитой механизацией. П-образное хвостовое оперение образовано двумя килями на балках и стабилизатором, замыкающим силовую схему.
Конструкторы заложили в машину целый ряд технических решений, обеспечивающих его автономное базирование и эксплуатацию с учётом российской специфики. Грузовая рампа хвостовой части фюзеляжа, съёмные роликовые дорожки, лебёдка позволяют механизировать погрузочное-разгрузочные работы. Двухбалочная схема самолёта с П-образым оперением позволяет автопогрузчику или грузовому автомобилю подъехать непосредственно к рампе.
Взлётно-посадочные характеристики и шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать самолёт на небольших аэродромах, в том числе на грунтовых, ледовых и заснеженных.
Планировалась сертификация по нормам лётной годности АП-25, которая не была завершена из-за фактического закрытия программы.
Фюзеляж самолёта - цельнометаллический полумонокок является самостоятельным модулем с узлами крепления передней опоры шасси, крыла и поддерживающего пилона. В балках размещаются двигатели, отсеки оборудования и самолётных систем, основные опоры шасси. В фюзеляже находятся отсек радиолокатора, кабина экипажа, отсек БРЭО и грузо-пассажирская кабина, а также передняя стойка шасси. Грузовая рампа крепится к последнему силовому шпангоуту средней части фюзеляжа. Салон самолёта оборудован гардеробом, туалетом, багажными полками и аварийными выходами в соответствии с нормами АП-25 и FAR-25. Посадка-высадка пассажиров и загрузка-выгрузка грузов осуществляется через трап-рампу в хвостовой части фюзеляжа.
Крыло - кессонного типа с одним лонжероном. Состоит из центроплана, двух концевых частей и законцовок. Большинство деталей крыла изготовлены из композиционных материалов. В середине кессона крыла, размещены основные топливные и расходные баки. В балках размещены основные опоры шасси, турбовинтовые двигатели и оборудование общесамолётных систем. Механизация крыла - однощелевые трёхсекционные закрылки, изготовленные из композиционных материалов, и элероны с триммером и сервокомпенсатором.
Шасси трёхопорное, убираемое в полёте, с носовым колесом. Передняя стойка самолёта управляемая, но не имеет тормозных систем, в отличие от двух основных опор. Кроме того основные опоры оснащены дополнительными амортизационными системами, которые смягчают удар при посадке. Носовая стойка убирается вперёд по полёту, а основные - назад в балки. Самолёт оснащён бескамерными колёсами. Данный тип колёсных систем позволяет продлить срок их службы. Створки ниш шасси изготовлены из композиционных материалов.
Хвостовое оперение — оперение самолёта и пилон выполнены по нормальной схеме и имеют традиционную конструкцию. Рули высоты и руль направления снабжены триммерами и сервокомпенсаторами. В конструкции хвостового оперения самолёта широко применены композиционные материалы.
Силовая установка — два турбовинтовых двигателя СТ7-9В компании Дженерал Электрик, мощностью 1750 л.с. (по 1870 л. с.?) каждый. Двигатели изготавливаются в России на совместном предприятии в г. Рыбинске и адаптированы к отечественным топливам и маслам, оснащён электронно-гидравлической системой регулирования подачи топлива, системами контроля и диагностики. На самолёте установлены четырёхлопастные воздушные реверсивные винты фирмы "Сандстренд" с устройством аварийного флюгирования. Для снижения уровня шума в салоне самолёта в крейсерском режиме полёта предусмотрена система синхрофазатирования. Ёмкость топливных баков, расположенных в центроплане составляет 3660 литров.. Су-80 планировалось оснастить двигателем отечественного производства ТВД-1500, но разработка его затянулась на долгое время.
Пилотажно-навигационное оборудование - было специально разработано для самолёта Су-80 на предприятии "Электроавтоматика". Данное оборудование построено на современной элементной базе, с использованием спутниковой навигации, что значительно упрощает работу пилотов. По желанию заказчика, предусмотрена возможность оснащения самолёта зарубежным комплексом бортового радиоэлектронного оборудования.
Су-80 | |
---|---|
Вместимость, чел.: | 30 |
Длина, м: | 18,26 |
Размах крыла, м: | 23,18 |
Площадь крыла, м²: | 44,36 |
Высота, м: | 5,74 |
Макс. взлётная масса, кг: | 14 200 |
Практическая дальность, км: | 1300 |
Крейсерская скорость, км/ч: | 430 |
Двигатели: | 2×СТ7-9В GE |