Ан-158 — украинский ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт. Разработан на АНТК имени О. К. Антонова. Является дальнейшим развитием модели Ан-148 и рассчитан на перевозку 89—99 пассажиров на расстояние до 3100 км. Ан-158 является удлинённой версией с повышенной вместимостью базовой модели и первоначально назывался Ан-148-200.
Представлен 21 апреля 2010 года в Киеве. Первый полёт Ан-158 состоялся 28 апреля 2010 года с аэродрома ГП «Антонов». Сертификация завершилась 28 февраля 2011 года.
Стоимость
По словам президента-генерального конструктора КБ Антонов Дмитрия Кивы, цена одного Ан-158 составляет около 30 млн долларов США в зависимости от комплектации.
Турбреактивный двухдвигательный высокоплан.
Основные отличия Ан-158 от Ан-148:
- увеличено количество пассажирских мест до 99 человек;
- на 1,7 метра удлинён пассажирский салон;
- увеличен объём багажных полок в пассажирском салоне;
- усовершенствована конструкция крыла;
- снижен на 3% расход топлива;
- снижены на 12% прямые эксплуатационные затраты.
Максимальный взлётный вес самолёта остался прежним — он соответствует модификации Ан-148-100E, имеющей наибольшую дальность полёта, и составляет 43,7 т.
Увеличение размеров фюзеляжа и пассажировместимости достигнуто за счёт относительного снижения практической дальности полёта. С расчётным количеством пассажиров, в двухклассной компоновке она составляет 3100 км, на 400 км меньше, чем у модификации Ан-148-100B (75 пассажиров в одноклассной компоновке).
Фюзеляж
Ан-158 является удлинённой версией с повышенной вместимостью базовой модели (Ан-148). Фюзеляж лайнера стал длиннее, по сравнению с базовой моделью, на 1700 мм благодаря двум дополнительным секциям (длиной 1150 мм в носовой части фюзеляжа и 550 мм за центропланом).
На Ан-158 может быть реализовано несколько вариантов компоновки салона:
- Двухклассная на 89 мест. 10 кресел в бизнес-классе (шаг кресел 863,6 мм) и 79 в экономическом (шаг кресел 787,4 мм). 2 кухни и 2 туалета.
- Одноклассная на 97 мест (шаг кресел 762 мм). 2 кухни и 2 туалета. Компоновка АК «Cubana».
- Одноклассная на 99 мест (шаг кресел 762 мм). 2 кухни и 1 туалет.
Шасси
Усиления шасси Ан-158 не потребовалось, поскольку максимальный взлётный вес самолёта остался прежним — он соответствует модификации Ан-148-100E, имеющей наибольшую дальность полёта, и составляет 43,7 т.
Крыло
Ан-158 оснащён концевыми аэродинамическими поверхностями (КАП) крыла, которые, по предварительным оценкам, должны увеличить топливную эффективность на 3-4 % (точные данные будут получены по результатам испытаний, тогда же будет решён вопрос о целесообразности оборудования КАП крыла самолётов Ан-148); в случае необходимости доработать можно будет и самолёты, находящиеся в эксплуатации.
Силовая установка
Двигатель Д-436-148, разработанный ГП «Ивченко-Прогресс», обеспечивает тягу 6730 кг. Расход топлива Ан-158 составит 1650 кг/ч (у Ан-148 он равен 1550 кг/ч); по данным ГП «Антонов», у Ан-158 по сравнению с Ан-148 расход топлива снижен на 9 %, а прямые эксплуатационные расходы — на 12 %.
Кабина пилотов
Кабина пилотов оборудована современным комплексом авионики с многофункциональными жидкокристаллическими индикаторами.
Ан-158 может эксплуатироваться:
- днём и ночью в любое время года в простых и сложных метеоусловиях;
- в диапазоне географических широт от 70° северной до 55° южной;
- в условиях природного оледенения при температуре окружающего воздуха до −30 °С;
- при температуре окружающего воздуха возле поверхности земли от −55 °С до +45 °С;
- на аэродромах, расположенных на высотах от −300 до +4000 м над уровнем моря;
- на международных трассах в системе B-RNA V и P-RNA V с точностью RNP1;
- по схеме SID, STAR, Approach;
- выполнять посадку по категории IIIА ICAO.
В настоящее время, после проведения наземных и лётных испытаний на высокогорных аэродромах в Эквадоре (Латакунга, высота 2800 м) и Боливии (Ла-Пас / Эль-Альто, высота 4000 м), проводится подготовка документации для получения соответствующих дополнений к сертификату типа на самолёт. На грунтовых ВПП самолёт Ан-158 не эксплуатируется.