Boeing 727 — американский узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт. Первый полёт совершил 9 февраля 1963 года. Всего с 1963 по 1984 год было поставлено 1832 самолёта.

История

Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний: United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем Boeing 707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.

Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощения посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа). Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.

Boeing 727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного Boeing 737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации Boeing 727 к началу 2000-х годов.

Вывод на рынок Boeing 727 дал компании значительное преимущество перед конкурентами из «McDonnell Douglas», которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с «Boeing» авиакомпании уже заказали Boeing 737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем Boeing 727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены Boeing 727.

Boeing 727-22 Boeing 727-100 Boeing 727-200 Кабина пилотов
Boeing 727-22 Boeing 727-100
Boeing 727-200 Кабина пилотов
Конструкция

Аэродинамическая схема — свободнонесущий трёхмоторный турбовентиляторный низкоплан с задним расположением двигателей со стреловидным крылом, Т-образным оперением.

Встроенный трап-рампа в хвостовой части

Варианты
  • Boeing 727-100 — исходная модель.
  • Boeing 727-100C — Конвертируемая грузопассажирская версия.
  • Boeing 727-100QC — Быстро меняемая грузопассажирская версия.
  • Boeing 727-100QF — грузовая версия для UPS Airlines, для соблюдения новых норм шумности штатные двигатели заменены на Rolls-Royce Tay.
  • Boeing 727-100 Business Jet
  • Boeing 727-200 — Модифицированная версия (удлинена на 6 метров).
  • Boeing 727-200F — грузовая версия.
  • Boeing 727-227F Advanced - версия для достижения пассажирами опыта состояния невесомости.
  • C-22 — Военная версия, специально созданная для ВВС США.
  • C-22B — Военная версия Boeing 727-100.
  • C-22C — Военная версия Boeing 727-100.
Лётно-технические характеристики
Boeing 727-100 Boeing 727-200 Adv.
Тип фюзеляжа: узкий
Площадь крыла: 157,93 м²
Размах крыла: 32,92 м
Высота киля: 10,36 м
Масса пустого: 39 780 кг 45 360 кг
Максимальная взлетная масса: 68 946 кг 95 030 кг
Силовая установка: Pratt & Whitney
Крейсерская скорость: 926 км/ч 965 км/ч
Практическая дальность: 4 200 км 4 020 км