Boeing 727 — американский узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт. Первый полёт совершил 9 февраля 1963 года. Всего с 1963 по 1984 год было поставлено 1832 самолёта.
Boeing 727 был разработан в начале 1960-х, чтобы удовлетворить потребности трёх американских авиакомпаний: United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines. Задачей было создание массового реактивного самолёта, способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем Boeing 707, простым в эксплуатации и обслуживании. Boeing 727 прежде всего должен был использоваться в качестве самолёта для региональных авиаперевозок на западе США и на Аляске, а также перелётов между США и странами Карибского бассейна.
Для упрощения использования самолёта в малоподготовленных аэропортах важное внимание было уделено механизации крыла (уменьшение требуемой длины ВПП) и встроенному трапу (для упрощения посадки и высадки пассажиров в случае отсутствия штатного трапа). Двигатели самолёта отличались большим уровнем шума, что создавало проблемы эксплуатантам в первые годы использования лайнера. В поздних модификациях уровень шума был уменьшен.
Boeing 727 был хорошо принят авиакомпаниями и в 1960-х быстро распространился за пределы США, особенно в страны Латинской Америки и Средиземноморья. Для целого ряда авиакомпаний он стал первым типом используемого воздушного судна и основной «рабочей лошадкой» для выполнения сначала регулярных пассажирских, а затем чартерных и грузовых рейсов на среднюю дистанцию. Появление более экономичного двухдвигательного Boeing 737 в конце 1960-х привело к снижению числа заказов на 727-й. Однако даже после нефтяного кризиса 1974 года авиакомпании снова наполнили портфель заказов на этот самолёт, в основном на его грузовые версии. Последний лайнер был поставлен заказчику в 1984 году, большинство крупных авиакомпаний развитых стран вывели из эксплуатации Boeing 727 к началу 2000-х годов.
Вывод на рынок Boeing 727 дал компании значительное преимущество перед конкурентами из «McDonnell Douglas», которые смогли предложить рынку аналогичный самолёт (MD-80) с большим опозданием, когда привыкшие работать с «Boeing» авиакомпании уже заказали Boeing 737. Успех последнего во многом был предопределён хорошей реакцией рынка на его предшественника. Другим развитием типа стал Boeing 757, имеющий большие дальность и вместимость, чем Boeing 727 и особенно востребованный грузовыми перевозчиками в качестве замены Boeing 727.
Boeing 727-22 | Boeing 727-100 | Boeing 727-200 | Кабина пилотов |
Boeing 727-22 | Boeing 727-100 |
Boeing 727-200 | Кабина пилотов |
Аэродинамическая схема — свободнонесущий трёхмоторный турбовентиляторный низкоплан с задним расположением двигателей со стреловидным крылом, Т-образным оперением.
Встроенный трап-рампа в хвостовой части
- Boeing 727-100 — исходная модель.
- Boeing 727-100C — Конвертируемая грузопассажирская версия.
- Boeing 727-100QC — Быстро меняемая грузопассажирская версия.
- Boeing 727-100QF — грузовая версия для UPS Airlines, для соблюдения новых норм шумности штатные двигатели заменены на Rolls-Royce Tay.
- Boeing 727-100 Business Jet
- Boeing 727-200 — Модифицированная версия (удлинена на 6 метров).
- Boeing 727-200F — грузовая версия.
- Boeing 727-227F Advanced - версия для достижения пассажирами опыта состояния невесомости.
- C-22 — Военная версия, специально созданная для ВВС США.
- C-22B — Военная версия Boeing 727-100.
- C-22C — Военная версия Boeing 727-100.
Boeing 727-100 | Boeing 727-200 Adv. | |
---|---|---|
Тип фюзеляжа: | узкий | |
Площадь крыла: | 157,93 м² | |
Размах крыла: | 32,92 м | |
Высота киля: | 10,36 м | |
Масса пустого: | 39 780 кг | 45 360 кг |
Максимальная взлетная масса: | 68 946 кг | 95 030 кг |
Силовая установка: | Pratt & Whitney | |
Крейсерская скорость: | 926 км/ч | 965 км/ч |
Практическая дальность: | 4 200 км | 4 020 км |